Interview with Mikhail Grobman (in russian)

Михаил Гробман

 

Я помню тот печальный миг

Когда Россию я покинул

И все к чему мой дух привык

В гордыне роковой отринул

…………………………………

Я сел на первый самолет

Стучало сердце с перерывом

С тех пор живу который год

И наслаждаюсь Тель-Авивом

 

1990 год

 

С художником и поэтом Михаилом Гробманом мы встретились в его уютном старом домике в центре Тель-Авива. Дом напомнил галерею и мастерскую одновременно. Художник, чьи картины продаются по 100 тыс. долларов, не нуждается в комфортабельных условиях. Здесь искусствовед и теоретик Гробман живет еще с 70-х годов, когда, несмотря на авторитетное положение на московской арт-сцене, переехал из России. Но и в Израиле Гробман быстро нашел свою нишу: сразу после приезда удостоившись высшей чести – выставки в Тель-авивском музее. Сегодня персональные выставки Гробмана проходят во многих музеях мира.

 

Михаил, расскажите, что это за группа была «Второй русский авангард», появившаяся в Москве в конце 50-х?

Это была группа художников и поэтов, которых объединило неприятие советского образа жизни. Через некоторое время мир стал называть эту группу Вторым русским авангардом. Это группа людей, которые в послесталинский период создали новую российскую культуру.

Несмотря на признание в Союзе на то время, Вы все-таки решили покинуть страну. Почему?

Это был застой, советская гниль.

Как Вам удалось так быстро адаптироваться в творческой среде Израиля?

Я думал о том, как создать новое еврейское искусство. Естественно, что я быстро вошел в конфликт с местным художественным истеблишментом, который был левым, антиизраильским, антисионистским. В каком-то смысле я объявил войну им. Я писал статьи, манифесты, которые раздражали всех. Вскоре создал авангардную художественную группу Левиафан, названную именем библейского морского чудовища, несущего в себе архаичное магическое начало. Я поставил перед собой задачу составить коды, которые определяли бы еврейское искусство.

Что в Вашем понимании делает художника еврейским?

Многие художники работают в еврейской теме, с интересом относятся к еврейскому быту, тому, который был почти уничтожен нацистами. Но одной только тематики недостаточно для того, чтобы возникло то, что мы понимаем как еврейское искусство. Рембрандт жил в гетто и рисовал евреев, Александр Иванов долгие годы жил в Италии и изображал евреев. И таких примеров множество. Еврейская тема не оторвала этих художников от их культурной и национальной принадлежности. Для того, чтобы быть еврейским художником, необходимо свободно владеть символикой, нужно уметь проводить параллели, читать ассоциации.

Расскажите про свое творческое кредо.

Каждый должен задуматься о том, какую правду он сказал о самом себе.

Как обстоят дела в современном искусстве Израиля сегодня? Можете ли Вы назвать имена новых ярких художников?

После всех пертурбаций, которые произошли в искусстве за последние десятки лет, в среде современных художников сложилось такое мнение, что для того, чтобы рисовать, не обязательно знать эту профессию. Это, конечно, абсурд. Каждая дисциплина требует своих знаний, потому что имеет свою какую-то форму, свой мир, который можно узнать только войдя в этот мир, осознав, что там происходит, прочувствовав. Не могу сказать, что сейчас есть какие-то «находки». Сегодня куда ни кинь – всюду клин. Но надо искать, искать таланты. Они есть.

Смех и сарказм являются одними из главных акцентов в Вашем творчестве… Насколько важно художнику быть смешным?

Наши дни – не только дни каннибалов, это еще в большей степени эпоха смеха. Работы художника должны измеряться процентом смеха, присутствующего в них. Смех – это жизнь. Он необходим везде, в любых произведениях человеческих рук.

Как тема сексуальных отношений нашла отражение в современном искусстве? И как не превратить искусство в некую пропаганду аморальности?

Нет грани между хорошим и плохим, находкой и потерей.

Создается мир, где галеристы, коллекционеры, критики выделяют какие-то произведения и их авторов. Раньше многие вещи не допускались в музеи, считались грубыми откровенными, на грани порнографии. Сейчас мы видим их на выставках, в книгах. Люди постепенно начинают осознавать, где эта грань между порнографией и изображением в искусстве. Но это больше вопрос воспитания, чувства вкуса… Вот для меня, например, картины  Никаса Сафронова – это порнография. У меня много работ, связанных с эротикой, где порнография является лишь материалом. Так что все это очень условно.

С какой целью в своем творчестве Вы прибегаете к использованию нецензурной лексики?

Нецензурная лексика это плоть от плоти русского зыка. Я использую так называемые матерные слова как систему языковую, которая максимально остро может передать состояние, выражаю таким откровенным образом ненависть к определенным вещам.

Часто главным героем Ваших произведений является «советский человек». Какой смысл Вы вкладываете в это понятие?

Советский человек плохо одевается, плохо есть, но он доволен. В Израиле если сегодня не смогут купить свежие помидоры или огурцы, завтра не смогут – послезавтра начнется революция. И так не только в Израиле, в Европе то же самое. А советский человек всегда доволен: у него есть картошка. Пусть гнилая, замороженная, но есть. И вот почему Союз непобедим. Нельзя победить страну, в которой главным оружием является картошка.

Какое у Вас отношение к нынешнему путинскому режиму? Как Вы считаете, можно ли сейчас в России быть независимым художником?

Война в Украине – чистое зомбирование. Эти лозунги «Крым наш!» казалось бы политика, но это зомбирование в чистом виде. Они не понимают, что Украина – отдельная страна. И никому из этих зомбированных людей не приходит в голову заглянуть в историю свою, посмотреть, что происходило на Украине. Ясное дело, что если они сегодня берут силой Крым, завтра они возьмут силой Прибалтику. Это как при советской власти было, при Сталине еще. Тенденция России была всегда зомбировать и захватить все прилегающие области. И это зомбирование проявляется в первую очередь в искусстве. Но художник если хочет, всегда найдет возможность делать то, что ему нравится. Таланты нельзя остановить, они произрастают, несмотря ни на что.

 

Благодарим за внимание, открытость к диалогу и настроение, которое Вы подарили нам и нашим читателям. Желаем творческого вдохновения и крепкого здоровья.