2nd MANIFESTO OF THE “LEVIATHAN” GROUP (in russian)

МАНИФЕСТ №2 ГРУППЫ «ЛЕВИАФАН»

 

Пришло время снова поднять знамя войны против реализма. Под этим знаменем работали великие авангардисты первой четверти нашего века, и это знамя теперь затоптано в грязь прислужниками классов и партий.

Прикрываясь именем плюрализма, сытая публика подрывает эстетические и моральные основы нашей цивилизации. Буржуазия всех сортов и оттенков, клерикалы и коммунисты, чиновники и функционеры единым фронтом ратуют за искусство, обслуживающее их низменные интересы. Реализм – их любимец, ибо реализм в искусстве – есть торжество эгоизма, самолюбования, самонаслаждения. Ибо реализм в искусстве – есть отец самой наглой пропаганды во имя интересов отдельных безнравственных групп.

И художники радостно идут навстречу могильщикам духа, радостно надевают лакейские ливреи и в почтительном сутенерском поклоне подносят самих себя за любую плату.

Художник сегодня – это только помесь проститутки и владельца бакалейной лавки. Вот результат тупого следования реалистическим принципам в искусстве, принципам иллюзорности и подражания природе.

Реализм – есть яд, висящий в воздухе и проникший во все формы искусства. Реализм создает на двухмерной плоскости иллюзию трехмерности; следует прямой и воздушной перспективе и таким образом кастрирует человеческую фантазию, подменяет пространство театрализованной глубиной; строит скульптуру, беря за основу положение живого тела в воздухе; в своих объектах или художественных акциях апеллирует к прозаической логике  домашних хозяек.

Реалист – есть каждый, для кого психология, история или этнография – это почва, а не конечная цель.

Реалист – есть лживый свидетель человеческого существования, осквернитель воли Творца. Это смехотворно, но факт – до сих пор еще летают в воздухе вонючие птеродактили импрессионизма, фовизма или экспрессионизма. Как будто свет и глубина в картине не являются для цивилизации ее юрским периодом мысли.

Еще, поощряемые денежными мешками, вырисовывают сюрреалисты гладкие объемы, вылизывают холст, как жопу, еще бормочут свои болезненные басни, лишенные всякого смысла.

Еще рекламируют гиперреалисты при помощи цирковых иллюзорных трюков быт и мысли сытой публики, еще вываливают содержимое городских помоек в уютные гнезда духовно ожиревшего обывателя.

Рука об руку с бывшим изгоем поп-артом гиперреалисты услужливо подносят пресыщенному буржуа самые острые и пикантные отбросы в их максимально реалистическом отображении. И, как высшая, идеологизированная степень деградации, явилось концептуальное искусство, которое отбрасывает нас в гнусные глубины реализма 19-го века, где форма, конструкция и материал были порабощены дешевыми политическими, социальными, психологическими сентенциями, где плоскость, цвет и линия были похоронены под словоблудием философов-недоучек. Так называемые концептуалисты, большая часть которых не умеет держать в руках карандаш, с тем большей легкостью копают могилу высшему языку человечества, символике чистых божественных визуальных форм. Борьба концептуалистов с формой есть один из симптомов тяжелой нравственной слепоты этого сытого мира. И в этой борьбе концептуалисты снова и снова апеллируют к прозе и псевдонаучности гниющего реализма.

Как слепые щенки, тычутся художники в новые техники искусства, но ни перформанс, ни видео не могут быть сами по себе содержанием, как не может быть содержанием картины тот факт, что она нарисована акварелью или маслом. Реалистическое видение, втиснутое в рамки нового технического исполнения, еще отвратительней, ибо там, в старом реализме, были, по крайней мере, свои рембрандты, а здесь – одни подмастерья.

Есть только один реализм, имеющий право на существование, – реализм целенаправленного, функционального действия, которое объединяет реальность искусства с реальностью жизни.

Мы зовем молодых художников в беспощадный поход против пошлых манипуляторов иллюзиями, против врагов чистой мысли, против ретроградов, прикрывающихся именем современности, против паяцев, щеголяющих в застиранных языческих рубашонках эллинизма и Рима.

Сюжет и иллюзорность, перспектива и психологизм, проза и наукообразность – это черви на теле художественного авангарда.

Реализм – смертельный враг искусства.

Сострадание в жизни ведет к жизни, сострадание в искусстве ведет к духовному разложению.

Смерть реализму!

 

30 июня, 4 июля 1979 г.

Военный лагерь Аран, Синай

Михаил Гробман